Листая памяти страницы…
- Подробности
- Создано 07.07.2020
Из воспоминаний Людмилы Михайловны: «Перед войной родители жили в городе Шахты Ростовской области, а в начале войны, когда отца забрали на фронт, переехали в город Сталинград. Думали, что туда фашисты не дойдут… Красноармейск был окраиной Сталинграда. Бомбили город сильно. Мама с нами, детьми, пряталась в землянке, а после бомбардировки видели на улицах воронки от бомб, убитых людей и животных. Всех женщин и детей переправили на другой берег Волги в села, там расположенные. Когда фашистов отогнали от Сталинграда, все снова вернулись в город. 1 сентября 1944 года пошла в школу, в 1-ый класс, а весной 1945 года мы встретили победу. В этот день все люди собрались на центральной площади. В воздухе пролетел самолет и сбросил листовки, в них красными буквами сообщалось о победе. Люди обнимались и плакали. Осенью того же года вся наша семья вернулась в город Шахты. Очень трудное было и военное, и послевоенное время. Было голодно, многого не хватало, но мы, дети, этого не понимали, только помню, что всегда хотелось есть. Собирали ягоды, корешки, травы, семена растений. Благодаря нашей бабушке мы выживали. Она умудрялась выращивать в балке кукурузу и картошку. Правда, всего этого было мало. Картофель клали в суп, а из кукурузной крупы пекли оладьи. Хлеб – только ржаной получали по карточкам, стояли в очереди и следили, как продавец разрезала буханку на куски, взвешивала и были рады, если полагался довесок (его можно было съесть). Когда отменили карточки, мы не могли наесться хлеба. Одевались тоже плохо. Взрослые перешивали свои довоенные одежды для детей. Мне на выпускной в седьмом классе, мама сшила юбку из отреза парашютного шелка, который отец привез с войны.
В 1955году окончила десять классов школы № 2 и поступила в Шахтинский педагогический институт на историко-филологический факультет. Это было время, которое оставило в моей памяти много хороших воспоминаний. Хотя и трудное было время, но мы были всегда веселы, доброжелательны, были готовы помочь и посочувствовать друг другу, были открыты в общении. Мы – студенты работали в колхозе, были агитаторами на выборах, участвовали в художественной самодеятельности. Здесь в институте встретила своего будущего мужа. Он учился в другой группе. После четвертого курса поженились, чтобы вместе поехать работать. По распределению поехали трудиться в Ремонтненский район в сельскую школу. Условия жизни, как во всех селах того времени: печное отопление, керогаз, привозная вода, непролазная грязь осенью и зимой, никаких дорог и тем более асфальта, пыльные бури. Нас встретили хорошо, построили дом. Мужа назначили завучем, а затем директором школы, а я работала учителем. Люди в селе спокойные, доброжелательные, всегда старались во всем помочь, подсказать нам молодым. Когда наши родители стали стареть решили перебраться к ним поближе.
В 1972 году мужа назначили директором в среднюю школу № 61, а я работала учителем в этой же школе и мы стали жить в п. Персиановка. В школе проработала 38 лет, моим первым выпускникам по 58 – 59 лет. За свой труд имею много наград: благодарности, грамоты, диплом «Мастер – золотые руки» (лучший учитель года), ленту «Лучший учитель района», знак «Отличник народного просвещения». Награждена медалью «Ветеран труда» за многолетний, добросовестный труд. Но самая большая награда для меня – мои воспитанники! Все они достойные люди нашего общества. Я горжусь ими, и они не забывают меня».