«По дороге воспоминаний»
- Подробности
- Создано 28.02.2020
Несколько офицеров поселились у ее родителей, в доме по ул. Крупской 7., заняли спальню и зал. Сама семья, состоящая из дедушки, мамы, папы (у папы железнодорожника была бронь) и маленькой Лиды в передней комнате. Но большую часть времени, семья находилась в столярной мастерской отца, Ивасенко Федора Петровича, в холодном деревянном сарайчике. Дедушка Лиды, Ивасенко Петр Семено-вич 1866 года рождения, был неграмотным, в партии не состоял. Когда фашисты вошли в дом, то увидели портрет Карла Маркса, почему-то висевшего над дедушкиной кроватью. «Юда, юда (иуда)» закричал один из немцев. Дедушка не растерялся и сказал, что на портрете его отец.
Немец разозлился. Стал грозить дедушке оружием. Портрет сняли, бережно укутали в ткань и спрятали в сундук до лучших времен. После освобождения поселка портрет вновь был водружен на место. Лидия Федоровна помнит, как вкусно пахло из комнат, где жили немцы, кушать очень хотелось, всю живность немцы забрали и съели. Семья перебивалась кое-чем. Она помнит, как один из немцев угощал ее шоколадом, а другой вышвырнул ее из комнаты и пригрозил маме, что убьет маленькую Лиду, если она еще раз войдет. Вместе с немцами в поселок вошли и румыны. Однажды к ним в сарайчик забрел молодой совсем юный румынский солдат. У него сильно болели зубы. Он сел у печи, которую сложил в сарайчике дедушка, чтобы семья не замерзла. Пригрелся и уснул. Мама варила кукурузную муку, которую смолола на крупорушке. Когда румынский солдат проснулся, он стал просить поесть « Мамалыга, мамалыга», но уже все было съедено. Лидия Федоровна помнит, как страшно гудели самолеты, как бомбили железнодорожную ветку, соединяющую шахту им. «Красина» и п. Каменоломни, по которой возили уголь.
Практически рядом с домом падали бомбы и зажигательные снаряды. Она помнит, как папа с другими мужчинами бегали тушить пожары. Во время бомбежек семья пряталась в подвал, только дедушка становился в проем двери и никогда не опускался в подвал. Взрослые рассказывали, как немцы бомбили железнодорожный мост на 1146 километре Северо-Кавказской железной дороги, и что совет-ским солдатам приходилось постоянно восстанавливать разрушенный мост, чтобы не прекращалось движение поездов. Солдаты были размещены в домах жителей «Нахаловки», сейчас улица Подгорная. Все стара-лись их подкормить, помогали, чем могли. Лида по рассказам взрослых знала, что немцы ищут и расстреливают коммунистов и однажды спросила у папы: «Откуда немцы знают, кто коммунист, ведь Германия так дале-ко?». «Вырастешь, сама поймешь…» ответил ей отец. Бои за пос. Каменоломни были ожесточенными, было много убитых и раненых, в том числе и немецких солдат. Когда поселок освободили, местные жители похоронили советских солдат на кладбище, на месте захоронения сейчас стоит обе-лиск. Недалеко от него похоронены и немецкие солдаты.
Закончив семь классов средней школы № 82, Лидия Федоровна по-шла, работать на швейную фабрику «Артель инвалидов» в г. Шахты. На ней работали дети сироты и инвалиды, в основном глухонемые. На фабрике был сурдопереводчик, но Лида сама выучила азбуку глухонемых, чтобы свободно общаться с ними, так как со многими подружилась. Она до сих пор может разговаривать на языке глухонемых. На фабрике шили мужскую одежду, брюки, костюмы, вельветовые куртки. После рождения второго ребенка Лидия Федоровна оформилась на работу в вагонное депо. Сначала подсобным рабочим, затем машинистом молота. Вместе с кузнецом резала железо, ковала на воздушном молоте детали для вагонов. За свой труд она неоднократно награждалась почетными грамотами, благодарственными письмами. Имеет звание «Ветеран труда».